^

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________ 

о мытаре и фарисее

______________________________________________________________сайт уставших от православия

 

 

 

 

Лк.18

9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

 

 

Прямой смысл: фарисей бахвалился собственной праведностью и потому плохой, а мытарь каялся собственными грехами и потому лучше. Разрушается слышанием как я уже показал в предисловии, причём это только первый «диалектический» виток, дальше всё обязательно и легко повторится. Потому что как только человек (фарисей или мытарь) услышит что "унижающий себя возвысится" у человека возникает реальный соблазн унижать себя чтобы возвыситься. А затем фарисей опять превратится в фарисея возгордившись тем что каялся что был фарисеем, а мытарь – опять в мытаря, покаявшись что осудил надменного фарисея. Потом они опять поменяются ролями и так и будут мотаться из стороны в сторону, пока некое «психологическое трение» не остановит этот «маятник» в некоем положении полу-мытаря, полу-фарисея, и в этом положении смысл уже хорошо известен и будет такой: смотреть на свою праведность - неправедно, праведнее балаганно стонать заунывным плаксивым гласом.


Правильный смысл не разрушаемый слышанием: фарисей не потому плохой, что праведный, и даже не потому что бахвалился, а потому что смотрел на себя, хотя даже и благодарил при этом Бога. Нет, мытарь лучше, хотя и реально тотальный грешник, но, странным образом, именно тотальная грешность мытаря делает его лучше фарисея, потому что мытарь смотреть на себя уже не может, до того нагрешил, что даже естественное самооправдание уже не срабатывает и ему ничего не остаётся кроме как обратить свой взор [упования] к Богу. Таким образом мытарь неосознанно, понуждаемый собственной греховностью, делает шаг в правильном духовном направлении: от себя к Богу.

Этот смысл уже не разрушается слышанием, поняв его (если Бог даст понять им) фарисей покается (отвратится от себя и обратится к Богу), а мытарь утвердится в своём стоянии уже осознанно. Ибо когда человек унижает себя чтобы возвыситься он опять смотрит на себя, и только когда смотрит на Бога тогда и только тогда унижает себя непритворно.

 

11.02.2013 в 14:39

^