^

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________ 

о девах

______________________________________________________________сайт уставших от православия

 

 

 

 


Притча провокационная.

 

Мф.25

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.


Прямой смысл: будем копить «масло», а то не хватит. Причём масло давать никому нельзя, а то точно самим не хватит. Провокация как раз в том и состоит, что не дав нуждающемуся дева с маслом сразу попадает в разряд козлищ предыдущей притчи. Т.е. смысл для дураков здесь не просто нейтрализует дураков, но и провоцирует их на сугубый эгоизм. И в этом как бы перекрёстное разрушение смыслов, - прямой смысл этой притчи разрушен слышанием прямого смысла притчи о козлищах.


Правильный смысл не разрушаемый слышанием. 

Знаю таких христиан, которые если завтра вдруг поймут, что спасает-де точно не Иисус Христос, а, скажем, будда какая-нибудь, вмиг переметнутся и ещё радоваться будут, что вовремя сориентировались. Это такие девы, которые не Жениха любят, а своё замужество, то бишь своё спасение, а Жених лишь необходимый аттрибут. Ну не так что совсем насорить на Него, нет, Он интересен, весьма, но лишь в проекции их спасения.

У таких дев нет ни света, ни масла, провокация же в том, что нет света как будто из-за недостатка масла. Масло здесь символизирует терпение, упование, доверие Богу, жизнь в вере, если хотите - подвиг, заслуги. Свет же – это вера, настоящая вера взирания на Бога, любовь к Богу. Жених замедлил, у юродивых дев на первом месте не Жених, а их спасение, поэтому доверие кончилось (а вдруг правда будда?), вера угасла. Они консультируются с мудрыми (точно ли Иисус?), но взять у мудрых ничего не могут, не потому что мудрые жадные (мудрые не поддаются искушению, не теряют упования), а потому что такое нельзя взять у другого человека. Юродивые вынуждены бежать куда-то «за маслом» - образ, как не имея упования на Бога, душа ищет опору своему упованию где угодно, а также демонстрирующий удручающе бесполезную озабоченность самоспасающихся.

И закономерный финал.

Этот смысл уже не разрушается слышанием, поняв его (если Бог даст понять), юродивая дева сосредоточится на Женихе, даже вопреки своему спасению. Если же сон – это смерть, то это ещё и предупреждение, - упование потребуется ещё и на некоторое время после всеобщего Воскресения.


 

 

11.02.2013

25.02.2015 12:25

 

^