^

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________ 

об управителе

______________________________________________________________сайт уставших от православия

 

 

 

 


Притча о толерантности.

 

Лк.16

1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.


Притча со странным прямым смыслом, многим кажется даже, будто Господь тут покрывает коррупцию, типа наворовал – построй монастырь, но вслух такое, понятно, высказывать явно опасаются. Сама такая странность весь этот смысл и опровергает.


Правильный смысл такой. Долги это конечно грехи, а управитель конечно прохиндей (он и назван в конце сыном века сего). Но подобно как мытарь оказался неосознанно вынужден собственной многогрешностью к правильному духовному шагу, так и неправедный управитель надеясь на взаимовыручку начал покрывать грехи других людей. Похвален Господом – конечно похвален! – так как неосознанно уподобился Христу покрывающему Своей Жертвой грехи других людей. И в конце неумолимый укор самосвятам - ведь если долги это грехи, то богатство - это наоборот, "святость", но богатство это конечно же неправедное - всё это стяжание "святости" сплошное самосвятство и обязательно "обнищает" - так будьте же толерантны хотя бы из чувства взаимовыручки!

Люди же уповающие на Бога становятся толерантными, не потому что как этот домоуправитель надеются на взаимное покрывательство, а потому что упованием своим уподобляются Христу.

11.02.2013 в 15:02

 

PS. Рылся в своём ноуте и обнаружил старые свои проповеди читанные мною ещё у Константина Михайловича Андреева. Вспомнилось былое и две проповеди стало жалко стирать, снова понравились. И хотя я рисую крупными мазками, но сюда и здесь прорисую почётче, ну не пропадать же такому добру:

 

02.07.2014 в 21:46

 

Божественный гуманизм (проповедь на Благовещение 2006 г.).

 

1. Тайна Боговоплощения это тайна нашего спасения. Мы спасены, потому что Бог стал человеком. Богородица – тот человек, который избран Богом для Своего вочеловечивания, для рождения Богочеловека Христа – для совершения тайны нашего спасения.

Что требовалось от Девы Марии? Ничего, кроме веры. Вот, Елисавета, исполнившись Святого Духа, провозгласила:

«блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк.1, 45)

Мария, безусловно, высочайшей личной святости Дева, но не эта Её святость самопородила Христа и не эта Её личная святость прославляется Духом устами Елисаветы, - нет, - Мария блаженна – «Уверовавшая».

 

2. Блаженна – т.е. божественна, - воистину божественна, потому что реально во чреве имеет Бога. И любой верующий человек также реально, - также реально как и Богородица, - соединяется с Богочеловечеством Иисуса Христа в таинстве Причастия, - реально Кровь Христа течёт в нас и реально мы приобщаемся Плоти Христа.

Бог мог бы уничтожить этот грешный мир и создать новый, но, посмотрите, как высоко Бог ценит человека, - мало того, что Сам не возгнушался стать Человеком, Он ещё и отдал нам Свою Плоть в снедь. Как высоко Он ценит человека! – а признание ценности человека называется «гуманизм» по определению (я посмотрел в энциклопедическом словаре), от латинского humanus – человечный.

 

3. Люди, которые хотят дистанцироваться от гуманизма, хотят дистанцироваться от человечности. Забавно – такие люди живут и пользуются гуманистическими ценностями как чем-то само собой разумеющимся, доставшимся им «по наследству» – эти ценности завоевали для них другие – завоевали серьёзными жертвами, - а они воспринимают это как должное. А ведь есть страны – целые цивилизации, где идеалы гуманизма открыто попираются, – это так называемые «теократические» страны: Иран, некоторые арабские государства. Это сейчас, - а когда-то и вся Европа была такой. Таким людям кажется, что у них якобы «бог» стоит в центре их мировоззрения, а человек так – где-то в стороне, - как что-то такое мерзкое – фу! Никакого милосердия, - жёсткая диктатура закона – украл – рубим руку, прелюбодействовал – забьём насмерть камнями, а что они сделают с пойманным педерастом я даже представить себе боюсь. Наверное, Бог с одобрением смотрит на эти страны, в отличие от нас?

Нет, - про таких «центробожников» хорошо написал апостол Иоанн:

«20 Кто говорит: <я люблю Бога>, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?                             21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.» (1 Ин.4)

Но как же можно любить грешника, настоящего грешника – алкоголика, уголовника, наркомана, блудника, педераста, - ведь они противные?! Ведь гораздо «правильнее» обличать грешника и, уютно обитая в ареале гуманизма, возмущённо призывать карать грех! Ведь это так «праведно»! Но наш Бог так не думает, потому что наш Бог - Человечный Бог. Он – Настоящий Гуманист.

 

4. В Евангелии есть одна «странная» притча, рассказанная нам Христом.

«[Лк.16,1-9]»

Христос много рассказывал притч, и все они были симметричны, - в притче есть две стороны – внешняя, бытовая, и внутренняя – отражающая высокие духовные истины. Во всех других притчах бытовая сторона симметрична духовной – логична: семя или прорастает или его склёвывают, сын возвращается к отцу и старший брат ревнует, злые виноградари убивают наследника – и т.п. «Странность» же этой притчи в нелогичности её бытовой стороны, - её бытовая сторона ну совершенно несуразна. Босс уличает менеджера (управленца) в воровстве, а тот, напоследок, уже не могши воровать сам, все же ещё успевает провернуть несколько скользких махинаций с другими должниками босса. И когда и это вскрывается … босс вдруг хвалит этого несусветного прохиндея. В жизни так никогда не будет, - в самом «запредельном» случае, даже если босс очень, очень святой и праведный, ну очень святой, он скажет: «так, всё, уйди с глаз моих, не хочу тебя больше видеть, - всё, ступай с миром!» Но главная в притче всегда не бытовая, а духовная сторона – а в данном случае божественная истина никак не укладывается в бытовую реальность – ну, никак, поэтому и пришлось так поступиться логичностью бытовой реальности притчи. С духовной же стороны притча совершенно прозрачна – ничего особенного в ней нет, - богатый человек – это, конечно же, как и в других многих притчах, - Бог. Проворовавшийся должник - управитель – это любой грешник перед Богом. Долги – это грехи. Соответственно, богатство – это праведность.

Вот что мы видим – человек осознаёт что он безнадёжно грешен и тут у человека есть (как бы есть) два пути:

Первый путь – попытаться исправиться верной службой, а тем паче попытаться покрыть свою недостачу, приписав к долгам других должников – этот должен сто мер масла? – напишу-ка двести, ага, этот должен сто мер пшеницы? – напишу-ка сто двадцать – и так покрою боссу свой долг. И вот в быту, такой менеджер вполне мог бы реабилитироваться - оправдаться – да, это путь самооправдания.

Второй путь – это путь покаяния – когда человек понимает, что «Нет святого, как Господь, - нет» (1 Цар.2,2). А значит, - всё, - никакой своей дисциплиной и тем паче воровством (теперь уже) в пользу босса – т.е. обличением чужих грехов я не покроюсь и не оправдаюсь перед Богом. Это истинное покаяние, покаяние которое всегда такое вот безысходное, постоянно недостаточное, ибо как только человек (не дай Бог!) вдруг почувствовал, что он «достаточно» покаялся – всё, - вот тогда-то покаяние действительно стало недостаточным, т.е. вот тогда-то покаяния совсем не стало в человеке, - покаяние выродилось в самооправдание. А истинное покаяние, в виду своей хронической недостаточности, может породить только второй путь действования нашего несчастного менеджера – списывать долги других грешников, списывать, сколько есть сил.

 

5. Есть дешёвый атеистический «гуманизм» (дешёвый в смысле обманчивый) - в пространстве нашей притчи этот дешёвый гуманизм будет выглядеть примерно так – управитель призывает должников и говорит – «забудьте о Богатом, - Его нет, вы Его сами выдумали, а, значит, нет и ваших долгов Ему». Наверное, это в своём роде эффективный психологический приём – забыть о своём долге и какое-то время жить спокойно, как будто этого долга и не существует. Но, известно, однажды обман развеется и реальность долга предстанет перед тобой, и никуда ты не денешься.

Нет, настоящий, христианский гуманизм говорит – сколько ты должен – сто? – пиши восемьдесят, - а почему не 50, не 20? Значит, - нельзя меньше, значит, существуют какие-то реалии, с которыми приходится считаться. Т.е. человек знает цену греха, он списывает столько, сколько может, хоть двадцать мер – но это реальное (реальное!) списывание (списывание!) греха перед Богом, сколько возможно – реально списать, принизить долг другого грешника перед Богом.

«И похвалил господин управителя неверного», - Боже, какие утешительные слова! – и дальше Господь ставит этого приточного управителя в пример всем нам:

«И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.»

В терминах притчи – неправедное богатство это наша «святость», которой на самом деле никогда нет и которая, таким образом, всегда неправедна, как бы украдена у Бога. И поэтому приобретать друзей «реально» мы не можем раздавая то, чем реально не обладаем, а можем только списывая чужие долги Богу – как и в притче управитель – и никак иначе.

[…]

 

6. Штука в том, что только верой в нас обретается Христос – вселяется в наши сердца (Еф.3,17) и только тогда становится центром (сердцем) нашей жизни. А вера действует покаянием, а покаяние проявляет себя во вне любовью к ближнему, а любовь проявляет себя милосердием к грешнику, человечностью, - гуманностью. Это не значит, что всякий, называющий себя «гуманистом» имеет Бога в центре своей жизни, нет, - но это значит, однозначно значит, что бесчеловечный, негуманный человек никакого «бога» никаким «центром» в своей жизни не имеет. И если он сам так самонадеянно заверяет - не верьте – такой человек обманывается сам и обманывает других.

Человек, который не имеет покаяния, - не знает другого пути кроме самооправдания. А самооправдание - это дело, а дело должно достигать конкретные цели. Такие цели результируют и определяют (модулируют) «религиозную» жизнь такого человека, человек превращается в «профессионального верующего». А так как возникают разные препятствия и проблемы – как всегда и везде и в любом деле – то человек рано или поздно приходит к формуле – «цель оправдывает средства». Главное – чтобы была правильная «цель», а средства – не так уж и важны. Это - чудовищная ложь.

Посмотрите на Христа и апостолов – разве они ставили себе такую задачу – любыми средствами распространить Истину? И посмотрите на общество иезуитов, само название которых стало синонимом подлости, - говорят у них была неправильная цель – нет цель у них была задекларирована правильная и высокая – проповедь Христианства – средства обличают их, их средства обличают их что они не имеют ничего общего со Христом. Разве Христос создавал дисциплинированную, сплочённую организацию? – нет, наоборот! – кто хотел – приходил, кто хотел – отходил, кто хотел ходил, кто не хотел – не ходил. Даже среди двенадцати, - кто хотел – отрекался, а кто хотел – предать – предавал…

 

Вальтеру принадлежат удивительные по глубине сознания слова – «Я не согласен с Вашим мнением, но я готов умереть за Ваше право иметь это мнение.» Не знаю - не знаю насколько Вальтер был искренен, но даже если он и был искренен – это хоть и не дешёвый, но плагиат христианства. Христос задолго до Вальтера Собой исполнил эти слова Вальтера – Христос умер за грешников, хотя не был согласен с грехом – никогда!

 

7. Сегодня Дух Святой (Лк.1,41) устами Елисаветы воспевает гимн всему уверовавшему человечеству – «блаженны вы, уверовавшие!» (Лк.1,45).

Сегодня праздник Божественного гуманизма во Христе.

И сегодня в лице Девы Марии всё уверовавшее человечество отвечает Богу:

«Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моём.»

Аминь. 

^