^

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________ 

духовное зрение

______________________________________________________________сайт уставших от православия

 

 

 

 

Чтобы понять, что такое духовное зрение, попытаемся сперва понять "от обратного", что такое духовная слепота.
 
Слепой физически - падает, ударяется, разбивается. Аналогично слепой духовно повреждается, страдает. В 33 главе книги Иова хорошо описано такое состояние человека.
14 Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:
17 чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,
18 чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.
или:
19 Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих ...
Бедный человек! Движется ощупью, действительно слеп, не видит ни пропасти, ни поражения "мечом". И только два - три раза в жизни такой человек может надеяться на чудесное наставление Богом лично, как написано дальше, в 29 стихе: "это делает Бог два-три раза с человеком". Всё остальное время жизни такой человек движется натурально ощупью. Ощупью слепец познаёт закрытую от его взора окружающую среду. И вот также ощупью духовно слепой человек познаёт окружающий духовный мир. Этот духовный мир, это духовное "пространство" - объективно также как и пространство физическое. Также как и пространство физическое, это духовное пространство не зависит от субъективных, личных человеческих переживаний, нравится - не нравится, а вот там ров и надо с этим считаться. Объективность всегда проявляется в некоторых, познанных или непознанных, закономерностях. Это по определению субъективно то, что зависит от нашего внутреннего состояния, а объективно, то, что существует независимо от него, значит, существует по определённому закону.
Абстрагированная суть духовной реальности, собственно, и есть Закон Божий, аксиоматично выраженный в десяти заповедях. Бог создал прекрасный физический мир, и человек не может с эти не согласиться. Бог дал справедливый духовный Закон, и человеческая совесть также не может не согласиться с Законом Божьим.
Итак, вот что мы "имеем". Есть прекрасный, справедливый, святой духовный Закон (Рим.7,14) который реализуется в объективный духовный мир. И есть слепой человек слепой духовно, слепо тыкающийся в этом тоже прекрасном (наверное) духовном мире, падающий и страдающий.
 
Умный человек (пусть даже слепой) два раза наткнётся на неприятное, в третий раз туда уже не сунется, смекнёт: ага, здесь ямка, а здесь горка. Также у духовно слепого возникают определённые правила "жизненного движения", какие-то жизненные установки, жизненные принципы, и вот так возникает законничество. Со временем, развитые правила "слепого движения", (особенно если они в главном не приводят к острым конфликтам с духовной реальностью) способны симулировать зрячесть. Такой человек, привыкший жить по своду законов (по уставу) вполне может возомнить себя прозревшим. "Я знаю, как надо делать, я настолько освоился со своим поводырём-законом, что уже смело передвигаюсь сам (в каких-то пределах) и могу поучать других неопытных, как и что и где надо делать, а чего делать ну никак нельзя".
Спорить нельзя, спорить это бунт. Как можно что-то возразить, если ты слепой, по определению? Куда тебя ведут, туда ты и идёшь, у тебя у самого очень непродолжительный опыт, а у них - двух тысячелетний, они-де сыны Авраама (сравните Мф.3,9). Поэтому они всё знают, хочешь пренебречь их огромным опытом? Ха-ха, давай-давай, потыкайся сам. Такие слепцы и представить себе не могут иного духовного состояния - духовного видения, духовного зрения. Они держатся, судорожно цепляются за законничество, и представить себе жизни не могут без этого убогого поводыря. Конечно, слепой человек, потеряв поводыря, сразу потеряет ориентацию - катастрофа. Поэтому для них отказаться от законничества - безумие и соблазн.
Из Писания мы знаем, что Евангельская Весть снимает покрывало этой духовной слепоты, слепоты, которая объективно превращает человека в раба законничества. Как пишет Павел во втором послании к Коринфянам (глава 3):
15 Доныне, …, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
И сразу же о свободе:
17 Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода.
Но как же снять это покрывало слепоты? Как … технологически это сделать? Как стать духовно зрячим и свободным? Как? На самом деле - это главный вопрос всей жизни человека.
 
Что бы понять немного суть духовного прозрения, приведу понятный бытовой пример из личной жизни. Однажды я уволился с прежнего места работы. Я должен был отработать две недели, но окончание этих двух недель приходилось на 3 марта, и эти три дня в марте мне были очень неудобны, так как потом ещё 10 дней пришлось бы ждать расчёт. И по договорённости с начальством меня уволили и рассчитали 28 февраля, а три дня (до 3 марта) я ходил на работу просто так, по договорённости. Всё, у меня на руках трудовая, я в кассе получил все деньги, у руководства больше нет никаких рычагов повлиять на меня! Нет, ну конечно, я был ограничен законом совести, да и, в конце концов, законом уголовным, конечно. Но состояние было необычное - это строгое режимное предприятие, а я вышел из-под режима на эти три дня в принципе. И в принципе, можно экстраполировать такую ситуацию и "отменить" закон уголовный и Закон Божий, закон совести. Представьте. Если человек теряется в такой ситуации, значит он слеп и подобно потерявшемуся слепцу, "потеряв" закон не знает как себя вести. Конечно, ясное духовное зрение - это реальность будущего века, в этой же жизни мы (духовно) видим тускло (1 Кор.13,12). Но чтобы стать хотя бы немного свободными, мы должны уже сейчас хотя бы немного видеть, хотя бы тускло, но видеть!
 
"Боже мой! На Тебя уповаю!" (Пс.24,2) "Укажи мне пути и научи стезям Твоим" (Пс.24,4) молится Давид в 24 псалме. Неужели Давид не знал Моисеев Закон? Знал хорошо. Давид просит не просто "укажи мне путь", а просит "научи стезям твоим" - вот как раз Давид просит о духовном прозрении. Он хочет иметь зрение, - жизнь в Боге. Зрение - это синоним жизни. Ассоциация со словом жизнь - это, в принципе, видение. Даже физические слепцы видят слухом, осязанием. Полная тьма - синоним смерти. …
 
Наша жизнь - Христос. Вспомним классика советского кино (фильм "Чапаев"?). Один эпизод особенно мне запал в душу с детства - смертельно раненый красноармеец, умирая, поднимает голову и смотрит, жив ли его командир. Жив, плывёт, ну всё, можно умереть. Красивая поэтическая картина, возможно, случалась в жизни. Но вот именно так мы должны взирать на Христа. Наша жизнь должна инкапсулироваться не в нас, а во Христе. А вот некоторые православные святые часто похожи на такого бойца, который рассуждает так: "А командир? Командир-то доплывёт (Христос то воскрес и одесную Бога), а вот, меня, ай, ай как тяжело ранило, мне надо самому спасаться (надо отползти в пустыньку, надо усвоить себе спасение, которое, якобы, только потенциально дано во Христе)". Такой человек сам себя обличает, что жизнь его не во Христе, а в себе самом, любимом. Но если твоя жизнь в тебе самом, значит, по неумолимой справедливости духовного мира, чтобы не умереть ты сам и должен исполнить Закон. Если же твоя жизнь в тебе самом, значит ты слепой, ты не видишь ничего за пределами себя.
Нет, спасение не потенциально! Если моя жизнь во Христе, значит, если Христос жив, и я жив и буду жить. Как же иначе? Христос пришёл к нам и умер здесь в нашем мире, вместе с нами, умер, но не оставил нас. Если Он не оставил нас в нашей смерти (приняв нашу смерть), как же некоторые смеют сомневаться и говорить: "А не оставит ли Он нас в Своём Воскресении?" Безумие! "Делясь" с нами своим Воскресением (точнее, принимая нас в Своё Воскресение) Христос ничего не теряет, а умирая нашей смертью, Он терял Всё. Терял Всё, и не оставил нас. Так неужели Он оставит нас в славе Своей? Никогда!
 
Если наша жизнь во Христе, значит, мы видим, мы видим уже не только внутри себя, но и "внутри Христа" - там, где наша жизнь, там мы и видим. А Христос - Бог, поэтому такое видение - Солнце, освещающее духовный мир. Технологически, такой верой мы имеем правильным главное понятие духовного мира - понятие о Боге. Пусть пока ещё тускло, но видя (верой) подвиг Христова Смирения, видя верой мужество Христова Креста, мы воистину начинаем духовно прозревать. Такая вера не может не преображать человека, так верующий человек уже не может остаться равнодушным, несведущим духовно, не может дружить с грехом, такая вера ставит его во вражду с грехом. И необходимость в поводыре законничества отпадает реально.
Итак. Два духовных состояния. Либо человек свою жизнь видит внутри себя и не видит ничего за пределами себя - человек слеп, имеет поводырём закон и объективно является рабом законничества. Либо человек видит свою жизнь во Христе, и во Христе видит всё - человек зряч, больше не нуждается в поводырях и объективно свободен.

^